Информационная диета – это сознательный отказ от использования источников информации, которые не отвечают потребностям и интересам человека, направленный на сокращение расхода времени на обработку нецелевой информации, избегание информационного стресса и отказ от обучения неадаптивным моделям поведения. Этот прием является составной частью метода «Информационная грамотность».
Объем информации, который приходится пропускать сквозь себя современному человеку, намного превосходит его биологические возможности. Избыток информации может вызывать стресс, а также массу негативных переживаний, от испуга до отчаяния. Поэтому в руководствах по инновационному тайм-менеджменту (например, в системе «Жизнь на полную мощность», описанной в одноименной книге Джима Лойра и Тома Шварца), а также по информационной грамотности предлагается жестко контролировать приток входящей информации.
Часто используемые приемы сокращения источников нецелевой информации:
- хорошие спам-фильтры, отсекающие нецелевую информацию;
- прекращение подписки на все издания и рассылки, которые не отвечают жизненным задачам;
- отключение уведомлений и новостей в нецелевых группах в социальных сетях;
- отключение нецелевых ТВ-каналов (или телевидения в целом) и каналов радиовещания;
- использование настроек в службах мгновенных сообщений, позволяющих читать сообщения в специально отведенное для этого время;
- настройка пересылки писем на специальный сервер, присылающий их обратно в качестве напоминания в заданное время (превращение почты в своеобразный календарь-органайзер);
- сокращение времени на общение с людьми, от которых поступает нецелевая информация.
Отказ от использования источников нерелевантной информации уже достаточно широко распространен среди приверженцев эффективного тайм-менеджмента. Но немногие знают о том, почему к телевидению и радиовещанию стоит прибегать с особой осторожностью.
В конце 20 и начале 21 века было проведено множество исследований по теме социального научения. Испытуемым, как детям, так и взрослым, предлагалось пронаблюдать за совершением того или иного плохого поступка, будь то проявление нетерпимости, жадности, расизма, жестокости или насилия, а затем их самих ставили в ситуацию, в которой они должны были выбрать, как себя повести. Оказалось, что люди, наблюдавшие насилие, за которым не следовало наказания, намного чаще сами прибегали к насилию в эксперименте, чем контрольная группа, которая не наблюдала такого образца поведения или наблюдала последовавшее наказание. Таким образом, был сделан вывод об эффекте социального научения противоправному поведению путем наблюдения за другими людьми. Поэтому просмотр фильмов со сценами противоправного, негуманного поведения, которое остается безнаказанным (к сожалению, многие современные сюжеты включают подобные элементы; кроме того, выключение телевизора до того, как преступник будет наказан, равносильно отсутствию наблюдаемого наказания), ведет к усвоению этого поведения. Похоже, детективы лучше досматривать до конца, где преступник наказан - в особенности детям. А фильмы, где зло побеждает, смотреть не стоит вовсе.
Кроме того, существует такая особенность человеческой психики, как ослабевание реакции на часто предъявляемый раздражитель. Разумеется, у нас у всех вызывают закономерное негодование совершаемые преступления. Но по мере мелькания сцен насилия на экране мы постепенно привыкаем к ним, пока не оказываемся безразличными по отношению к преступлениям и несчастьям, совершающимся на наших глазах. Выученная бесчувственность ведет к бессознательному ослаблению желания изменять социальную ситуацию к лучшему, и об этом стоит помнить, включая остросюжетный фильм. Не исключено, что количество социально активных граждан сокращается именно под влиянием телевидения, и в частности СМИ, борющихся за рейтинг с помощью сенсаций.
Другая опасность телевидения и радиовещания связана с использованием вымысла. Согласно исследованиям, поведенным в 2009 году рядом учёных под руководством Анны Абрахам и Ива фон Крамона в Институте Макса Планка и Гессенском Университете, за определение вымысла и реальности отвечают те же зоны мозга, которые отвечают за определение личностной значимости информации. Согласно их исследованиям, более «реалистичными» оказываются те лица или вымышленные персонажи, с которыми связано больше волнующего жизненного опыта. Вероятно, именно поэтому женщины из деревни в Танзании, где по радио транслировалась мыльная опера, затрагивающая острые социальные проблемы, вроде плохого обращения мужей с женами, узнав на рынке голос актера, игравшего роль нерадивого мужа, побили его камнями – они не смогли отличить актера от его персонажа, для них то, что произошло в мыльной опере, было реальностью. Другим подобным проявлением были «поминки» по Эстер, одной из героинь сериала «Богатые тоже плачут», организованные некоторыми жительницами России после серии, в которой эта героиня погибла.
К сожалению, вымышленные персонажи, которые приобрели такую высокую личностную значимость, далеко не всегда используют модели поведения, которые бы сработали в реальном мире (сериал в Танзании был целенаправленным социальным экспериментом, ориентированным на снижение уровня домашнего насилия и на борьбу со СПИДом, но большинство сериалов – всего лишь коммерческие проекты, никак не связанные с позитивными изменениями в обществе). Между тем, эти модели могут восприниматься человеком некритично, усваиваться и активно использоваться, что ведет к дезадаптации. Причем усвоение может происходить помимо воли человека, поэтому, включив любимый сериал, подумайте о том, хотите ли вы на самом деле впитать модель поведения, которая, возможно, помешает вам достигать ваших целей.
Вывод прост: если вы хотите защитить себя от информационного стресса и параллельно усиливать социально ответственное, законопослушное, эффективное поведение, отдавайте предпочтение каналам информации, полезным для ваших целей, и имеющим прочную фактологическую основу - документалистика, реальные события с объективной интерпретацией, статистика, результаты научных исследований.
Результаты освоения методики: уменьшение информационного стресса, освобождение дополнительного времени на приоритетные жизненные задачи, фокусировка внимания на целевой информации, сокращение доли усваиваемого дезадаптивного поведения.
Рекомендуемая подготовка: владение функционалом социальных сетей, подписок и средств электронного общения.